АКВАРИУМ ВЕРИГИНА
— Я коллекционирую, — сказал он, — несуществующие вещи.
— Волшебная палочка? — спросил я. — Сапоги-скороходы?
— Нет, вы не поняли. Ненаписанная картина, потерянный предмет, несостоявшееся свидание. Украшение моей коллекции —
непостроенная колокольня Смольного собора.
Смольный собор в Санкт-Петербурге был заложен по повелению
императрицы Елизаветы Петровны 30 октября 1748 года. Строительство
продолжалось около столетия. Начинал его возводить в 1748 – 1763
годы архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, продолжил в 1832 –
1835 годах архитектор Василий Петрович Стасов.
Первоначально
Растрелли планировал разместить в центре архитектурного комплекса
Смольного монастыря однокупольный собор в европейской традиции. Но
Елизавета Петровна настояла на традиционном православном пятиглавии:
Высочайшее указание (1749) предписало строить собор «не по римскому
маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском
Кремле.
Пересмотренный проект монастыря включал надвратную
колокольню, превосходящую по высоте звонницу Ивана Великого в
Московском Кремле.
Но сокращение финансирования вследствие войны
с Пруссией заставило отказаться от постойки колокольни, в конце
1750-х гг. Растрелли изменил форму пятиглавия собора и увеличил
высоту здания; диагонально расставленные башенки боковых глав были
приближены к барабану центрального купола - теперь они должны были
стать колокольнями.
Деревянную модель «строящейся большой соборной церкви и всему Воскресенскому Новодевичьему монастырю по опробованным планам и профилям» изготовили с 1750 по 1756 годы. Но уже 14 мая 1751 года она была перевезена в Смольный. В настоящее время модель хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и позволяет представить полностью неосуществленный замысел Растрелли.
Колокольня собора проектировалась общей высотой 140 м, первый ярус её должен был служить триумфальной аркой – парадным въездом в монастырь, второй – надвратной церковью, как это принято во многих православных монастырях, а четыре верхние яруса – собственно звонницей. Купола модели разборные, что позволяет рассмотреть растреллиевский проект внутреннего убранства. Предполагалось облицевать интерьер собора розовым и светло-серым мраморами и позолотить капители колонн и все декоративные детали.
Я лицезрел её коротко стриженную черноволосую голову с затылка, в старинном зеркале мерцала улыбка её. На гравюре "Любовники" Утамаро, увиденной мной много позже, я узнал этот затылок, сразу узнал, словно Настасья была бессмертная и Утамаро изобразил именно её; хотя гейша в тёмном могла быть какой-нибудь дальней родственницей возлюбленной моей.
Китагава Утамаро, Торияма Симби (1753 или 1754-1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Работал в Эдо. Один из крупнейших представителей направления укиё-э , Китагава Утамаро начинал с работ, носящих характер натурных штудий (альбомы “Книга насекомых”, “Песни раковин”, 1780), затем обратился к жанру “бидзин-га” (“изображение красавиц”), создавая с помощью плавной, текучей линии, то строго обобщающей объём, то тонко подчеркивающей детали, лирико-поэтические женские образы, запоминающиеся изящной посадкой головы на удлиненной шее, идеальным овалом лица, маленьким алым ртом (серии “Десять женских характеров”, начало 1790-х годов, “Замечательные красавицы шести чайных домиков”, 1791-1792; “Испытания верной любви”, 1800). Изысканно-поэтическое творчество Китагава Утамаро сыграло важную роль в пробуждении интереса к японской гравюре у европейских художников 2-й половины XIX века.
(Старый пруд - страница японской культуры. Биографии художников)
НАЗАД