Наталья Галкина

сочинения 

Rambler's Top100

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ С ВИДОМ НА МОРГ

...лебеди еще плавали в пруду, в котором когда-то утопилась от несчастной любви чокнутая девица образца 1830 года

Печальную репутацию пробрёл в мае 1830 года и пруд в Летнем саду: в нем утонула влюблённая безнадёжно молодая девица.

(М. И. Пыляев. Старый Петербург. М.: СП "ИКПА", 1990. 73)



Времена екатерининские давно сплыли, поэтому не играли егеря в Летнем, не звучала их роговая музыка...

В Екатерининское время в Летний сад привлекала толпы гуляющих роговая музыка придворных егерей; хор придворной роговой музыки отличался великолепною обмундировкою: сперва одежда музыкантов была зелёного цвета, отделанная золотым позументом; потом зелёные камзолы были заменены красными, а небольшие шапочки с изображением золотого сокола - трехугольными чёрными шляпами с плюмажами из белых перьев. В торжественных случаях егеря-музыканты являлись в штиблетах и с напудренными волосами. Частные хоры роговой музыки одеты были также на манер придворных егерей.

При исполнении пьес музыкантами требовалось самое напряжённое внимание: музыкант не мог спустить глаз с бывших перед ним нот, отсчитывая мысленно паузу, после которой ему следовало брать приходившуюся на его инструмент ноту. Для каждого музыканта обозначалась на нотах только та, которую он должен брать на своём интсрументе. Роговая музыка была так громка, что звуки ея в безветренную погоду были слышны в окружности на 7 вёрст. В бальных залах роговая музыка ставилась подле обыкновенного оркестра, и притом так, чтобы ея не было видно; она аккомпанировала оркестру, разыгрывавшему полонезы, менуэты, контрдансы. Производимый ею эффект, по свидетельству современников, был поразитилен; инструменты были на вид некрасивы, снаружи обтянуты кожею, но внутри были сделаны очень искусно, покрыты лаком и тщательно отделаны. Звуки, которые они издавали, были очень похожи на гобои, фаготы, кларнеты и охотничьи рожки, только тон их был нежнее, приятнее. По общему впечатлению, производимою этою музыкою, она приближалась к духовому органу. Помимо императорского хора роговой музыки, в России таких хоров у богатых бар было около девяти. Лучшим считался "Нарышкинский", основанный в 1754 году капельмейстером Марешом, изобретателем этой музыки. Затем славился хор роговой музыки графа К. Г. Разумовского; впоследствии его купил князь Потёмкин. Хор состоял из 36 человек и сопровождал князя во всех его походах и переездах. Когда император австрийский Иосиф II, посетивший Екатерину II в Херсоне, услыхал в первый раз исполнение этого хора, то был изумлён от восторга; он потом рассказывал, что в жизни никогда не испытывал такого сильного впечатления.. Управлял хором Потёмкина капельмейстер Лау. После Нарышкинского и Потёмкинского хора славилась ещё роговая музыка Вадковского, хором которого дирижировал русский капельмейстер Сила Дементьевич Карелин. Роговая музыка в России просуществовала только до 1812 года.

(Пыляев, с. 73-76)

НАЗАД


Andrew Kozhevnicov   Maria Podkopaeva

    Rambler's Top100
Hosted by uCoz