ОСТРОВ КАЗАНСКИЙ
Ижорки, священные рощи, инок Илья от Макария Новгородского.
Макарий (1482-1563), в 1526-1542 гг. архиепископ Новгородский, затем митрополит Московский и всея Руси. Примыкал к иосифлянам, но в политической борьбе не участвовал. В духе Иосифа Волоцкого стремился к исправлению церковной жизни. В новгородской архиепископии М. ввел общежитие в монастырях, прекратил купножитие монахов и монахинь в одних и тех же монастырях, стремился к утверждению христианства между инородцами Водской пятины, украшал храм св. Софии и начал работу по собиранию всех чтимых церковью книг, обретавшихся в русской земле. Будучи митрополитом Московским, венчал на царство Ивана IV. Активно занимался изданием агиографической литературы, ему принадлежат два таких общерусских свода - "Великие Минеи Четьи" и "Степенная книга". Макарий покровительствовал первой московской типографии Ивана Фёдорова, после его смерти типография была разгромлена, а печатники бежали в Литву.
(Словарь Брокгауза и Ефрона)
"По словам летописцев, в XVI веке в Вотской и Ижорской земле многие держались крепко язычества. Так, в некоторых местах существовали "скверныя мольбища идольския, поклонялись лесам, горам, рекам, приносили кровныя жертвы, закалывали собственных детей" и т.д. Новгородский архиепископ Макарий прилагал большия старания об истреблении язычества; посланный им инок Илья порубил и сжёг священные рощи, потопил обожаемые камни и много "разорил злых обычаев", - как говорит летописец. В числе таких языческих святых мест долго считалось место в 10-ти верстах от Петербурга, по Рижской дороге, где стояла большая липа, ветви которой переплелись с отраслями ближайших дерев, так что составляли природную беседку, в которой нередко и Пётр Великий отдыхал. На этом месте собирались ижорки на Иванов день и проводили ночь при большом огне, с плачем, пением и пляской; в конце собрания здесь сожигали белого петуха, делая заклинания".
(М. И. Пыляев. Старый Петербург. М.: СП "ИКПА", 1990. С. 8)
Из послания архиепископа Новгородского Макария в Москву в 1534 г.:
"В Воцкой пятине, в Чуди и в Ижере, и около Иванягорода и Ямы граде и Карелы Града, и Копории града, и Ладоги града, и Орешка града и по всему поморью Варяжского [ныне Балтийского] моря в Новгородской земле, и по всем рекам поморским от немецкого рубежа и Ливонского, и от Неровы реки до Невы реки ... и за Невое [Ладожское] озеро великое ... на пространство в длину больше 1000 верст, существуют многия идолопоклоннические суеверия, и что в чуди и в ижере, и в кореле и во многих других русских местах имеются еще скверные молбища идолские. Суть же скверныя молбища их лес и каменья, и реки, и блата, и источники, и горы и холми, солнце и месяц и звезды и езера, и вообще эти жители поклоняются всякой твари яко Богу и приносят жертву кровную бесам: волы и овцы, и всякий скот и птица. Слышно было, что некоторые втайне убивают детей своих и предавали огню образы святые. Великие князья, узнавши это, повелели прелесть ону искоренить, почему Архиепископ Макарий и послал для искоренения кумирской прелести инока Илью, который, разрушая мольбища, рубил и жег леса, бросая каменья в воду и крестил некрещеных".
(В. П. Того. Южный берег Финского залива. Историко-этнографический очерк)
"Но этот успех был кратковременный: едва исполнилось двенадцать-тринадцать лет, как новый архиепископ Новгородский Феодосий достоверно узнал, что финские племена, к которым посылал Макарий своего иеромонаха, опять держатся прежних языческих суеверий и обычаев под руководством арбуев, и счел нужным написать окружную грамоту к духовенству Вотской пятины такого же содержания, как была Макариева, послал туда софийского соборного священника Никифора и двух детей боярских и велел им поступить для истребления язычества точно так же, как прежде заповедано было Илии. Не знаем, надолго ли и теперь предприятие увенчалось успехом".
(Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Кн.4. Т.6.)
НАЗАД