Наталья Галкина

сочинения 

Rambler's Top100

ТУТ ВЕСЬ ГОРОД - ДУХ

Вошедшая, сопровождаемая сворой псов, несла три факела, освещавших три ее лица: сонное с полусомкнутыми ресницами; нахмуренное, с чуть косящими глазами и оскаленными зубами; сосредоточенно-страстное, с неутолимым взором, пронзающим насквозь. Она стояла на пороге, и все обязаны были ее чтить.

Геката - греческое имя анатолийской и фракийской богини.

Геката характерна своей тройственностью. Ее статуи были трехтелыми, изображавшими трех одинаковых зрелых женщин, глядящий на три стороны и держащих в руках факелы, змей (или кнуты) и кинжалы. Такие статуи Гекаты ставились на перекрестках.

В Риме Гекату сопоставляли с богиней Тривией - "богиней трех дорог".

Немногие из олимпийских богов имели эпитет "Подземный". Это был Зевс, Деметра и Гея, единственный из олимпийцев, имевший ход в Аид - Гермес и, конечно, Геката. Это была Геката Хтония. Именно она вызывала кошмары и безумие, и так приводила в ужас, что многие древние называли ее только "Безымянная". Так называют и смерть.

Считалось, что Геката бродит ночью по дорогам со свитой собак и душами умерших. На ногах у нее бронзовые сандалии (кожаные, с бронзовыми нашлепками). У собак в темноте глаза горят красным отблеском. Возможно, это тени собак, принесенных в жертву Гекате.

(Галина Бедненко. Богиня Геката)



Они двинулись дальше под шепот: «Амсет. Амсет. Амсет. Ка. Амсет». - «Хапи! Хапи!» - «Ке-бе-ксе-нуфф... Сах. Ке-бе-ксе-нуфф... Сах!» - «Дуамутеф. Ба. Ба. Ба. Ба. Дуамутеф!»

Хапи

В египетской мифологии древнейшие божества - сыновья Гора (бога Солнца и света): Амсет, Хапи, Кебексенуф, Дуамутеф. В мистериях Осириса их главной функцией была охрана Осириса, защита его от врагов (Сета и его свиты). Ту же роль эти боги выполняли по отношению к умершему человеку. По представлениям египтян, эти боги участвуют в бальзамировании умершего и хранят его внутренности в канонах, крышки которых изображают каждого из сыновей Гора. В канопе с головой павиана - Дуамутефа хранится желудок, с головой шакала - Хапи - лёгкие, с головой сокола - Кебексенуфа - кишки, с головой человека - Амсет - печень. Каждый из богов считался выражением одного из элементов сущности человека: Амсет - ка, Дуамутеф - ба, Кебексенуф-сах (т.е. мумия), Хапи - седце стояли в свите Осириса, и считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса. В погребальной камере статуэтка Амсета ставилась у южной стены, Хапи - у северной, Дуамутефа - у восточной, Кебексенуфа - у западной.

Ка, в египетской мифологии один из элементов, составляющих человеческую сущность. В литературе Ка нередко характеризуют как одну из душ человека. Первоначально, согласно «Текстам пирамид», Ка - олицетворение жизненной силы богов и царей, воплощение их могущества. Нередко они имели несколько Ка, например Pa - 14. Впоследствии, судя по «Текстам саркофагов» и «Книге мёртвых», обладание Ка приписывалось всем людям. Ка в этот период не только жизненная сила, но и двойник, «второе я», рождающееся вместе с человеком, духовно и физически функционирующее нераздельно с ним как при жизни, так и после смерти. Ка определяет судьбу человека. В гробницы ставили портретные статуи умерших, вместилища Ка. Обитая в гробнице, Ка могло покидать её и устремляться в загробный мир. Изображали Ка в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.

Душа Ба - жизненная сила человека; сокол с человеческой головой. Когда Ба покидает тело, наступает смерть; когда возвращается к мумии - умерший воскресает для вечной жизни в Дуате. Именно поэтому и нужно бальзамировать мёртвое тело: чтобы сохранить его для Ба.

После того как мёртвое тело омоют водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сах.

(Мифологическая энциклопедия, Мифологический словарь, Древний Египет)



...одна из них с крыльями, потирающая руки, руки обвиты змеями

Кетцалькоатль

Кетцалькоатль - Пернатый Змей - сказочный гибрид райской птицы (кецаль) и змеи (коатль), символ соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью.

В мифологии индейцев центальной Америки одно из главных божеств, творец мира, человека и всех живых существ. Он считался создателем благ цивилизации и религиозных обрядов. Ему поклоняются как покровителю наук и жречества. Кецалькоатль добыл людям зерна маиса, превратившись в муравья и выкрав их из муравейника. Против господства над миром Кецалькоатля восстает бог Тескатлипока. Дав Кецалькоатлю выпить опьяняющего напитка, он оказывается причиной нарушения опьяневшим богом своих же собственых законов. В качестве наказания Кецалькоатль отправдяется в восточную страну, откуда обещает когда-нибудь вернуться. По другим сказаниям, там он находит свою смерть.

У индейцев майя Кецалькоатль назывался Кекульканом. Изображался он в виде пернатого змея с человеческой головой.

(Мифологическая энциклопедия)

НАЗАД


Andrew Kozhevnicov   Maria Podkopaeva

    Rambler's Top100
Hosted by uCoz